Я САМА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Я САМА » О музыке замолвить » Про то, как играть музыку...


Про то, как играть музыку...

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

"Если вам всё равно, что играть, играйте то, что написано"
В.П.Зива

******
P.S.
А вот , когда Николай Арнольдович Петров исполнял фуги Баха, то каждый голос у него звучал своим тембром. На рояле. И как он это делал - понятия не имею...<>
http://edvoskina.livejournal.com/115592.html

Теги: играть, фортепиано,ноты

2

ПРО ТО, КАК ИГРАТЬ МУЗЫКАЛЬНО

предыдущее:
http://edvoskina.livejournal.com/115934.html

"Если вам всё равно, что играть, играйте то, что написано"
В.П.Зива

Вот тут жена, посмотрев, как все задают интересные вопросы, решила внести свою лепту. Да не простую, а золотую. Не размениваясь по мелочам, она задала простой и фундаментальный вопрос: "Что значит - играть музыкально и немузыкально? У вас же всё написано".

Вопрос, действительно, совершенно ломовой. И для начала я задумался на тему "А что же у нас написано?".<;>

"Периодическая таблица сначала приснилась Пушкину, но он в ней ни хрена не понял, поэтому она пошла сниться Менделееву"

Для начала поклонимся в ножки бенедиктинскому монаху, певцу, педагогу и музыкальному теоретику Гвидо Аретинскому, с которого началась европейская система нотации. Его подвиг значительно превосходит по значимости достижения Кирилла и Мефодия, Месропа Маштоца, создателей казахской и эвенкийской письменности и т.д. Если бы не его гениальный прорыв, фиг бы мы имели всю нашу европейскую классическую музыкальную культуру, потому, что ни Увертюры Моцарта, ни Симфонии Шостаковича в качестве устного творчества существовать не могут. Всё, что мы имеем в этой области, от философских высот до зарплаты, имеет своё основание именно там, в  Помпозском аббатстве (это примерно в районе Равенны) и в Ареццо в десятые-двадцатые годы XI века.
Тысячу лет назад люди и отношения между ними не так уж сильно отличались от современных, поэтому внедрение системы в церковные массы происходило по вполне знакомому нам сценарию. Сначала нововведения Гвидо вызвали недоброжелательное отношение сослуживцев, и он вынужден был уйти из аббатства. А перелом и признание наступили после визита к Папе Иоанну XIX, примерно между 1024 и 1033.
Рассказывает сам Гвидо Аретинский в своём "Послании о незнакомом пении": " «...Папа чрезвычайно обрадовался моему приезду, долго беседовал и о разном расспрашивал; как некое чудо, он всё вертел наш Антифонарий и, непрестанно твердя перечисленные в начале книги правила, не отступился, то есть буквально не сошел с места, на котором сидел, пока не выучил незнакомый ему, выбранный им произвольно версикул, и тогда то, чему он едва ли мог поверить в пересказах других, внезапно обнаружил в себе самом. Чего же боле?».

"Отдел по культуре и пропаганде  РКЦ (Римской Католической Церкви) в целях оптимизации обучения клириков и монахов пению и ввиду того, что эффективность обучения новым способом позволила сократить сроки обучения с десяти до двух лет, рекомендует разработанную Гвидо Аретинским систему так называемой линейной нотации для всеобщего употребления". Подпись. Дата. Печать.

Так что по справедливости бюсты, скульптуры и изображения Гвидо д'Ареццо должны находиться в каждом заведении, которое по тем или иным причинам занимается музыкой.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Придуманная Гвидо, тогда ещё на четырёх линейках, система нотной записи представляет собой не что иное, как координатную сетку, где по горизонтальной оси откладывается время, а по вертикальной - высота звука. Он просто "ни хрена не понял".  Справедливости ради, оно ему было и ни к чему. И в следующий раз прямоугольная система координат приснилась аж шестьсот лет спустя Рене Декарту. И с тех пор называется декартовой.

Это было начало. Дальше нотография развивалась. В  XIII и XIV веках, благодаря таким выдающимся музыкальным учёным, как Франко Кёльнский и Филип де Витри (который написал трактат "Ars nova", давший название целой эпохе), появилась система записи ритма, в развитие линейной нотации Гвидо. Вместе (и параллельно) с усложнением музыки система нотной записи развивалась и достигла более-менее современного вида к XVII веку.

На развилке истории (маленькое озадачивающее дополнение)

Дело, как говорится, прошлое, тёмное, но, похоже, что до 80-х годов XIII века, когда Франко Кёльнский занялся проблемами ритма, этот вопрос был не очень актуален. Ритмическая составляющая церковных песнопений была привязана к текстовой фразировке, и  в одноголосном григорианском хорале острой необходимости в ритмической фиксации не было. Отголоски этой традиции видны в маленьких хоралах, например, в Рождественской оратории Баха.
Франко Кёльнский, разрабатывая "мензуральную нотацию" в качестве базового рассматривал трёхдольный "тернарный" модуль. Филип де Витри, сорока годами позже развивая теорию ритма, взял за основу бинарный модуль и далее в бинарной пропорции продолжил деление на более мелкие доли.
Современное музыкальное мышление, при наличии и широком использовании трёхдольных размеров, всё-таки основано на системах, кратных двум, и представить себе, как развивалась бы музыка на базе тернарной мензуры, я даже не берусь.

Но это была бы совершенно другая музыкальная культура. Как сказал Рыжий вслед за Фазилем Искандером, история музыки могла пойти "по Верхнечегемской дороге".

Несколько слов о несовершенстве нотной записи

Глава первая
О чём пишут в нотах

Человеку, которому никогда не приходилось набирать ноты на компьютере, даже в голову не придёт, насколько корявой является современная нотная запись (современная лишь в том смысле, что мы ею до сих пор пользуемся). Когда играешь или даже пишешь от руки, это далеко не так не очевидно.
Расшифровываю. Ну, название песни, фамилия автора, ключ, знаки при ключе диезы/бемоли, размер, темп  - это ладно. Потом ноты - ну, ради этого всё и затевалось. А дальше - лиги, точки стаккато, акценты. А дальше - форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Ну, и по мелочи - локальные указания темпа, вроде ritenuto, a tempo и т.д., если особенно трепетный композитор не навешает в нотах дополнительных особых пожеланий на родном французском или немецком (эти очень любили уточнять, начиная со второй половины XIX века, а вы ведь понимаете, что в немецком пожелании меньше, чем двадцать букв на слово никак не получится). При этом, если вы хотите получить gut, то всё это набирается разными шрифтами, и часть текстовых пометок пишется выше нотного стана, а, к примеру, указания динамики (в смысле, громкости) - ниже.

И вот, когда всё это в нотах написано, и ни один, даже самый маленький значок не забыт, то совершенно не факт, что когда вы это всё исполните, у вас получится то, что нужно.
Потому, что всё то, что написано в нотах - это полуфабрикат. А дальше начинается полное кино и устное творчество.

Глава вторая
Анекдот, быль, и масса проблем
или
То, о чём не пишут в нотах.

Анекдот времён Шестидневной войны
В Министерство обороны СССР от египетского Минобороны стали поступать рекламации на гранаты советского производства - якобы они отрывают египетским солдатам яйца. Отправили группу специалистов разбираться. "Ну, показывайте, что там у вас происходит?". "Делаем всё по инструкции" - отвечают. "Выдёргиваем чеку, считаем до десяти... Вот смотрите". Солдат берёт гранату, выдёргивает чеку, начинает загибать пальцы на руке. Когда пальцы на одной руке заканчиваются, зажимает гранату между ног и продолжает загибать пальцы на другой руке. До десяти.

Быль из моей институтской жизни
Учился у нас на курсе студент из Монголии. На гобое. Играл почти пристойно. Да и учился неплохо. Потому, что когда у него начинались проблемы с успеваемостью, он шёл в деканат и говорил, что если у него будет тройка, то его в Монголии из пятиэтажки переселят обратно в юрту. Деканат входил в положение и обходилось без троек. Я думаю, он сейчас начальник.
В институте был симфонический оркестр. Как предмет. Поскольку оркестр один, а нас много, играли по очереди - программу одни, программу - другие. И вот, я отдыхал, монгол играл (как его звали, я не помню, потому что монгольские имена и прочитать-то нелегко, не то, чтобы воспроизвести на память). И вот однажды меня вызвали в деканат и попросили, чтобы я посидел в оркестре и помог ему - что-то там не получается.
Пришёл. Сел рядом. Играли какую-то симфонию Моцарта. Десять тактов паузы. Гобой на коленях. считает паузы. Досчитал до десяти, не спеша поднял гобой, начал играть. Понятно, что что-то не получается.
Эта история вовсе не о том, что он тупой. А о том, что если бы меня посадили играть монгольскую музыку, то я выглядел бы не лучше.

Ещё одна байка.
Что получится, если играть то,что написано
Однажды, давным-давно, я набирал на компьютере по просьбе друга Квинтет Телемана для гобоя д'амур и струнных. Набрал, и решил послушать - ошибки выявить. А компьютер с огромным удовольствием исполнит то, что вы набрали.
Это был шок. В жизни своей не слышал, чтобы так чисто играли! И ровно. И аккуратно.
Когда шок и первый восторг прошёл, стало понятно, что так играть не надо. Незачем.

Пункт первый
Культурные традиции

Если вы на улицах Вены поймаете собаку, даже самую облезлую, и спросите у неё, как играют Венский вальс, то она вам ответит, что в венском вальсе принято чуть-чуть оттягивать третью долю. В нотах про это ничего нет. Так играли во времена Штрауса и сыновей, и эта традиция через поколения дошла до нас.

Если вы наберёте в YouTube "Танго Запах женщины", то на вас вывалятся толпы унылых академических квартетов, которые с одинаковым настроением, так и не  отойдя от своего Боттезини или Боккерини,  исполнят это танго Гарделя, как в ЗАГСе, так и на любом другом ритуальном мероприятии, включая концерт. И если вы сравните это с тем, что делает, например, сам Гардель http://www.youtube.com/watch?v=SJ1aTPM- … re=related , то отметьте про себя, что нотки-то написаны те же самые у всех.
Если вам попадутся джазовые ноты, то когда вы будете по ним играть, имейте в виду, что написанные в нотах восьмушки,  в джазе исполняются, как триольные четверть плюс восьмушка, а нотка, приходящаяся на первую долю, исполняется чуть раньше, чем та наступает. Или, что ноты, написанные выше других, играются с акцентом. Это если совсем грубо. Причём, это не правила. Это ровно наоборот - я формализую реально существующие традиции.
Если вы играете классику, то вы, безусловно, в курсе того, что длинные ноты не полагается тупо гудеть, а надо их слегка прибрать на то время, пока окружающие вас люди играют музыку, то есть более короткие и информационно наполненные ноты, а конец фразы исполнить, затихая. Ну, в самом общем случае.
Как сказал один мой коллега (в процессе трёпа в паузах) об игре на дудуке (а он понимает, о чём говорит): "Внутри культуры надо родиться и вырасти. Тогда, может быть, что-то и получится".

Так, анекдот в тему.
Приходит на репетицию негр-джазмен и рассказывает коллегам: "Слушайте, мне этой ночью такой кошмар приснился! Будто я белый и играю в долю!".

Если вы откроете сборник песен "The Beatles", то вы не узнаете ни одной песни, потому, что они в действующей системе нотирования не могут быть адекватно реализованы, и любая попытка записать их так, как оно слышится, приведёт к нервному истощению и потере остатков сознания. Я тут мысленно прикинул как следовало бы записать не шибко сложную песню "Help!" и понял, что Филип де Витри и последователи это никак не имели в виду.
Если вы попробуете сыграть де Фалью,  Альбениса или Родриго, не представляя себе музыкально-культурного контекста, а, выражаясь поэтически - выжженные солнцем просторы Андалусии, Кастилии, Наварры,  фламенко, сарсуэлу и т.д. ... Стоп! Проще говоря, если вы сыграете то, что написано в нотах, то это будет совсем не то, что писал композитор. А ежели вам всё-таки хотелось бы сыграть по-человечески - слушайте музыку, читайте книги, думайте головой, но в нотах об этом ничего не написано.
Отсюда и возникает масса проблем, связанных с исполнением старинной музыки, когда "порвалась цепь времён" и некому рассказать о неписаных законах и принципах её исполнения.
У меня в одном из творческих проектов была идея исполнить Арию Риголетто про Куртизанов, исчадьев порока под гитару в стиле дворовой песни или, культурно говоря, русского шансона вполне хриплым голосом со словами. При этом, жутко темпераментно.  Да и текст подходящий, вполне тюремный:
"Куртизаны, исчадье порока!
За позор мой вы много ли взяли?
Вы погрязли в разврате глубоко!.."
        Ну, и так далее.
   

Я даже эту хрень на гитаре научился играть ради такого случая. Абсолютно адекватный результат. И гармоническое строение соответствует. Можете попробовать сами. А если во второй раз проорать оба куплета уже по-итальянски, да подключить к гитаре струнный квартет с вердиевской фактурой, то результат получается просто феерический.
"Cortigani, vil razzi dannata
Per qual prezzo vendeste il mio bene?"
Как бы сидя на нарах уже на верхней полке...
И что, я изменил хоть ноту великого итальянского композитора?
Истинно, истинно говорю вам, всё это - вопрос традиций.
Аналогичный случай с "Щелкунчиком" Чайковского: http://www.youtube.com/watch?v=C9pngLWzxb8
Хотя в этом случае наблюдается несколько более вольное обращение с музыкальным текстом.
А с другой-то стороны, что джазовые музыканты, что органисты барокко - даётся тема - и вперёд с песнями! У органистов ещё круче было: даётся выписанная тема, а дальше только самая общая структура, обозначенная тогдашними графемами - в каком голосе когда пошла тема в инверсии, ракоходно, с какой ступени... Играй, органист! То есть полифоническая импровизация была на непостижимом уровне.
Или цифрованный бас. В те же барочные времена. Клавишнику выписывается бас и цифирками-буковками гармонии. Basso continuo называется.
Прекрасно справлялись в рамках барочной культуры.
Четыреста лет спустя.  Клавишнику выписывается бас и цифирками-буковками гармонии. Потрясающе справляются в рамках джазовой культуры.
Ой! Я куда-то уплыл...
Вернёмся обратно, к нашим нотам.

Это имеет прямое отношение к музыкальности исполнения!

Поскольку поголовно все читатели знакомы с компьютером (раз уж они это читают, то уж точно знакомы), то можно предположить, что подавляющее большинство знакомо с процессом форматирования диска, особенно, та часть,  которая застала дискеты. Форматирование - это процесс разметки носителя информации для последующей записи информации. ОК?
Этот процесс абсолютно аналогичен рисованию нотных линеек, тактовых черт и т.д. А вот музыка, как таковая, музыкальная фраза, как высокоуровневая система, имеет к тактовым чертам очень опосредованное отношение. Поэтому сильная, слабая доли и прочая лабуда в лучшем случае имеют отношение к маршу. Во всех остальных случаях про них можно забыть. Потому, что музыкальная фраза строится по своим внутренним законам, а тактовые черточки имеют, в сущности вспомогательную структурообразующую и синхронизирующую роль.
Вы ведь не привязываете свои движения к тиканью часов? Да, в два часа вам выходить из дома. Вы и выйдете в два.

Вы двигаетесь и шевелитесь параллельно тиканью часов, но двигаетесь в своей системе логики и по своим законам.
В музыке происходит (нет, должно происходить) то же самое.
Как математические формулы, написанные в тетрадке в клеточку. Можно и в линеечку, но в клеточку удобнее.
И вот тогда, когда вы ориентируетесь НЕ на топание ногой на сильную долю, а на логику развития музыкальной фразы, начинает появляться музыкальный смысл и музыка отделяется от нотного листа.

Как всегда, ёмко и афористично высказался Владимир Владимирович

"В искусстве, как и в науке, наслаждение кроется лишь в ощущении деталей...", написал он в своих "Комментариях к Евгению Онегину". И далее В.В.Набоков изящно добавил: "... что если детали не будут как следует усвоены и закреплены в памяти, все "общие идеи" (которые так легко приобретаются и так выгодно перепродаются) неизбежно останутся всего лишь истёртыми паспортами, позволяющими их владельцам беспрепятственно путешествовать из одной области невежества в другую".

А детали могут быть самыми разнообразными.
Они могут быть завязаны на эпоху. В одни времена принято, входя, снять галоши и поздороваться, в другие - куртуазно раскланяться и незаметно почесать вспотевшую лысину под буклями парика, в третьи - крикнуть денщику: "Ванька, узнай, где тут нужник?", и так далее.
Или на культуру. Например, в XVII веке французская и итальянская музыка значительно отличались друг от друга, и дело доходило до культурной конфронтации, вплоть до взаимного презрения.

Ну, нам их проблемы уже по барабану, но различия французской и итальянской музыки конца XIX-начала ХХ века заметны даже для нас. И штрихи, звукоизвлечение, построение фразы в музыке разных стран и времён - это учитывается по дефолту.
Но и внутри определённой стилистики существует масса дополнительных возможностей сделать конфетку из любого материала.  Кому-то для этого необходимо пораскинуть мозгами. Например, для того, чтобы сыграть по-человечески соло в Третьей Сюите Чайковского, мне пришлось изо всех сил представить себе, что тактовые черты находятся в другом месте, чем в действительности. В этом случае смысловые акценты смещались, и фраза выглядела гораздо интереснее. Всё происходило на уровне воображения, а результат вполне реальный. Или в "Треуголке" де Фальи, чтобы пассаж получился томно и знойно, а не просто шестнадцатыми сыграть гамму, оказалось достаточно начать его медленнее, чем необходимо, а потом разогнаться. А вот, чтобы всё это поместилось в отведённом пространстве, пришлось начать на капельку раньше, чем написано.
Иногда потрясающие эффекты достигаются довольно простыми, но действенными средствами. Так, например, оркестры Третьего рейха при исполнении маршей, доходя до того места, где обычно находится апофеоз, то есть ближе к концу, самую чуточку замедляли темп, музыканты сказали бы "расширяли", и даже я, человек с глубоким швейковско-пацифистским менталитетом, чувствовал, как у меня выпрямляется спина, стекленеют глаза, а головной мозг превращается в спинной.
А у кого-то всё это получается на уровне инстинкта. И тогда я ему завидую и восхищаюсь. Или им. Как, например, Менухину и Грапелли.
http://www.youtube.com/watch?v=xV0IcFyXUWs
Совершенно удивительное и очень поучительное исполнение в этом смысле. Потому, что видно, как оба великих скрипача кайфуют от того, чем занимаются, несмотря на несколько архаичную аранжировку аккомпанемента, и то, что Менухин чувствует себя несколько не в своей тарелке. Но здесь разговор может идти лишь о мастерстве и уровне личности.
В общем, как-то примерно так.

Я очень рад, что вы дочитали текст о музыкальности до конца и узнали  от меня много нового и интересного.

А теперь главное
Декларация

Сим заявляю, что, хотя вышенаписанную пургу я и не дезавуирую, но что такое талант, и как это - играть музыкально, я не знаю. Так что считайте, тему я не раскрыл и на вопрос не ответил. Так что, извините.  А жена простит. Я ей на какой-нибудь другой вопрос отвечу.  Хотя она простых вопросов не задаёт.

P.S.
А вот , когда Николай Арнольдович Петров исполнял фуги Баха, то каждый голос у него звучал своим тембром. На рояле. И как он это делал - понятия не имею...<>
Tags:
Зисман, картинки

3

От себя добавлю...Как бы это сказать...
Не могу понять, как можно уместить свою фантазию, образный строй,
мысли и чувства в одно исполнение, это так невероятно...
Невероятно то, и уже привычно, что каждый раз мы думаем об одном и том
же событии или явлении по-разному, то грустя, то радуясь тому, что типа
оно прошлое и уже не вернется...А может и хорошо, что ушло, а то бы...
И вот...А как это трудно и непонятно, но...хорошо, что каждый раз мы
можем думать по-новому...А то бы застряли в тупике...)

4

А сегодня у меня...Хочу успокоить нервы и слушаю свою любимую
музыку...Ну, некоторые здесь:
https://yadi.sk/d/HCnCqvChbhcAS
яндекс диск Музыка моя страница
Некоторые на плеере, тут в буке или в другом...
Люблю румбы слушать, точно успокаивают...
Чего бы новое...Иногда смотрю в дневниках на майлаве mylove.ru/talk


Вы здесь » Я САМА » О музыке замолвить » Про то, как играть музыку...


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC